Несмотря на многословные оптимистические прогнозы, рынок новой российской техники по-прежнему остается мифом. За прошлый год авиапромом было реализовано три самолета: Ту-204-120 для «Сирокко», Ту-204-100 для «Трансъевропейских авиалиний» и Ил-96-300 для «Домодедовских авиалиний». В то же время подержанные отечественные самолеты находят новых хозяев или арендаторов намного чаще. Именно на вторичном рынке заключены реальные лизинговые контракты с российской техникой. Подскочил спрос на подержанные самолеты в «деловом» варианте. Продолжается «возвращение на родину» воздушных судов, эксплуатировавшихся в Прибалтике, Восточной Европе, Китае.
В результате несмотря на выработку ресурса и списание старых самолетов, рынок по-прежнему ими насыщен. Дефицита авиатехники нет, и, по прогнозам ГосНИИ ГА не будет еще в течение пяти-семи лет. Хотя в условиях взлетевших до небес цен на авиакеросин низкая топливная эффективность российских машин предыдущего поколения делает отношение к ним авиакомпаний все более и более прохладным. Но пока основным стимулом переоборудования устаревших отечественных самолетов является то, что для них закрываются одна за другой мировые воздушные трассы.
Невыездные
Уже сегодня для полетов по европейским и ряду азиатских маршрутов без ограничений необходима доработка авионики и двигателей практически всех эксплуатирующихся моделей российских самолетов. Ряд требований выдвинуты ИКАО, прочие приняты авиационными администрациями тех или иных стран.
Несмотря на то что разработчики были более или менее готовы к необходимости приведения их самолетов в соответствие с международными требованиями, в первое время процесс модернизации отечественных машин был стихийным и плохо контролируемым.