Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК, входит в госкорпорацию "Ростех") планирует в 2025 г. завершить строительство сборочно-испытательного комплекса для новых авиадвигателей тягой до 50 т, в том числе ПД-35 (35 т). Комплекс будет возводиться на территории загородной испытательной станции дочернего предприятия "ОДК — Пермские моторы" в поселке Новые Ляды (входит в муниципальное образование — городской округ Пермь). До конца года должны начаться проектно-изыскательские работы по этому проекту, а в 2021 г. появятся первые испытательные стенды.
В рамках реализации проекта будет возведено порядка 40 тыс. м2 новых зданий и сооружений производственного назначения, а также объекты инженерной и транспортной инфраструктуры. В составе комплекса появятся корпус окончательной сборки двигателей и подготовки к испытаниям, логистический центр, а также целый комплекс испытательных стендов. В частности, будет построен открытый стенд, на котором будут производиться акустические испытания двигателей, испытания по забросу льда, птиц и по обрыву лопатки.
Общий объем бюджетного финансирования проекта составляет порядка 42,5 млрд руб., включая реконструкцию и технологическое перевооружение стендов и лабораторий в рамках программы ПД-35 на других предприятиях ОДК: "ОДК-Авиадвигатель", "ОДК-Стар", "ОДК-Сатурн" и "Кузнецов". Сегодня в России отсутствуют стенды для испытаний полноразмерных двигателей большой тяги. Существующие стенды позволяют испытывать двигатели с тягой до 23 т.
Разработкой перспективного двигателя большой тяги ПД-35 занимается пермское конструкторское бюро "ОДК-Авиадвигатель". Предприятием уже выполнен эскизно-технический проект базового газогенератора будущего мотора, который может быть использован для семейства силовых установок тягой от 24 до 45 т. Сертифицировать ПД-35 планируется в 2027 г. (см. рисунок).
Стоит отметить, что раньше авиадвигатели такой размерности ни в СССР, ни в России не создавались. Кроме того, к двигателям большой тяги на мировом рынке предъявляются наиболее жесткие технико-экономические требования. Поэтому в рамках программы ПД-35 пермским двигателестроителям предстоит разработать и освоить еще 18 новых технологий свыше тех 16, что были освоены в рамках создания двигателя ПД-14. Общая стоимость программы ПД-35 сегодня оценивается в 180 млрд руб. (около 3 млрд долл.).
Суммы эти более чем внушительные. Безусловно, российские авиастроители получат значительный научно-технический опыт и задел при разработке авиадвигателей такой тяги. Но двигатель — это все же продукт не самостоятельный, поэтому нужно понимать, на какие ВС он может быть установлен. Известно, что силовая установка с тягой 35 т будет предлагаться для установки на российско-китайский широкофюзеляжный самолет CR929. Сейчас разработка этого ВС находится на этапе эскизного проекта и выбора основных поставщиков. В конкурсе на поставку двигателей для самолета участвуют компании General Electric и Rolls-Royce. Управляющий директор — генеральный конструктор "ОДК-Авиадвигатель" Александр Иноземцев, отвечая на вопрос корреспондента Show Observer, отметил, что ОДК также планирует принять участие в тендере с ПД-35.
Собственный двигатель для CR929 намерены разработать и сами китайцы: макет перспективного мотора под рабочим названием AEF3500 был впервые представлен на Air Show China 2018. ПД-35 также могут поставить на двухдвигательный вариант российского широкофюзеляжного самолета Ил-96-400. У самолетостроителей есть конкретное задание сделать такой вариант к 2025 г. "Первый якорный заказчик — управделами президента", — отметил Иноземцев.
В целом, согласно презентации ОДК, на базе унифицированного газогенератора большой размерности может быть создано целое семейство моторов. В частности, один из таких двигателей — ПД-24 – позволит ремоторизировать самолет Ан-124 (взлетная масса 392 т), на котором сейчас стоят украинские двигатели Д-18. Кроме того, рассматривается возможность создания двигателя ПД-38 для широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета со взлетной массой 560 т.