Российская группа S7 намерена создать в Подмосковье производство особо легких турбореактивных бизнес-джетов Victory. Соответствующий проект был представлен губернатору Московской области Андрею Воробьеву в минувшую субботу в рамках посещения им Авиационного учебного центра S7 Training, расположенного недалеко от аэропорта Домодедово (Москва).
Новое авиастроительное предприятие планируется разместить в подмосковном Ступино. Инвестиции в проект составят 13 млрд руб., будет создано около 1000 рабочих мест, сообщили в пресс-службе губернатора. Кроме того, «планируется организовать центр обучения пилотов, обслуживать и хранить самолеты», — отметил в своем аккаунте в Insragram Андрей Воробьев. Сроки начала и завершения строительства в пресс-службе главы МО не уточнили.
Самолеты Victory будут производиться из углеродных композитных материалов. Официальный представитель S7 Анна Бажина рассказала, что максимальный взлетный вес ВС составит 2721 кг, дальность полета — 2220 км, крейсерская скорость — 602 км/ч. Управлять перспективным бизнес-джетом сможет один пилот, на борту смогут разместиться четыре-пять пассажиров. Дополнительные подробности в S7 не раскрыли.
По данным издания «Ведомости», завод по производству бизнес-джетов будет построен в течение двух-трех лет в д. Торбеево Ступинского района, где S7 уже строит аэродром. Планируется, что в год предприятие будет выпускать 20–25 самолетов Victory, а 13 млрд руб. включают затраты на аэродром и сертификацию типа в России. Отметим, что в деревне Торбеево уже есть аэродром малой авиации Торбеево-Старт. Притом согласно списку аффилированных к ПАО «Авиакомпания «Сибирь» лиц, в этом населенном пункте зарегистрировано на 100% принадлежащее ему ООО «РеутТорг», занимающееся аэропортовой деятельностью. В качестве гендиректора компании указан Александр Иванович Оспищев (в совете депутатов городского округа «Домодедово» значится человек с такими же ФИО).
Аэродром Торбеево-Старт рядом с д. Торбеево в городском округе «Ступино» Московской области :: Google Maps
Victory известен как экспериментальный одномоторный турбореактивный самолет, который был разработан американским авиапроизводителем Epic Aircraft в 2007 г. В числе других его программ — одномоторные турбопропы Epic Dynasty, Epic LT и Epic Escape, а также и двухмоторный реактивный Epic Elite. В 2009 г. Epic Aircraft объявила себя банкротом, а ее активы были проданы китайской корпорации AVIC. Весной 2012 г. производителя приобрел входящий в группу S7 провайдер услуг по техобслуживанию ВС холдинг «Инжиниринг» (сейчас носит название S7 Technics), который рассчитывал с этим проектом "освоить новую отрасль услуг и производства самолетов». S7 обладает правами на производство самолета Victory. В России будет организована крупноузловая сборка бизнес-джетов и создана своя композитная лаборатория.
Экспериментальный Epic Victory от Epic Aircraft :: Bill from Boston, USA
Класс особо легких бизнес-джетов, к которым можно отнести Victory, — это воздушные суда, способные эксплуатироваться на ВПП длиной менее 1 км, с максимальным взлетным весом менее 4,5 т и максимальной высотой полета до 12,5 км. К данной категории также можно отнести такие самолеты, как Embraer Phenom 100, HondaJet и Cessna Citation M2 (пассажировместимостью до 8 чел.).
Сейчас в реестре Росавиации представлен только один самолет, который можно занести в категорию особо легких ВС, — это Beechcraft Premier I авиакомпании «АвиаТИС», и то он вписан в сертификат эксплуатанта АОН. Управляющий партнер российского брокера деловой авиации «Перемена-Авиа» Григорий Иоффе рассказал АТО.ru, что всего в год в России продается 10–15 машин класса легких и сверхлегких самолетов. Их стоимость составляет 4–5 млн долл. Такие машины пользуются спросом, но он ограничен в силу того, что они решают ограниченное количество задач (по дальности и пассажировместимости).
На вопрос, насколько может быть успешным проект S7, Григорий Иоффе заметил, что это «потемкинская деревня». «Государственный проект SSJ выпускается тиражом в 40–50 самолетов, а в то, что частный эксплуатант будет делать в год 20–25 самолетов и успешно их продавать (не говоря про колоссальные затраты на сертификацию и маркетинг), просто не верится, — сказал Иоффе. — Плюс конкуренция на мировом рынке в этом сегменте достаточно высока, а проект умер даже на американском рынке (самом крупном в мире), значит, он априори менее конкурентоспособен. Я уж не говорю о санкционных рисках (двигатели, авионика, комплектующие и прочее)».
Кстати, производство бизнес-джетов — это не первый проект S7, связанный с развитием авиации в Центральном федеральном округе. Еще в 2014 г. группа планировала построить взлетно-посадочную полосу (ВПП) длиной 1200 м с аэродромной инфраструктурой для малой авиации в селе Иваньково Ясногорского района Тульской области (расположено примерно в 25 км на юг от Ступино). Однако данный проект так и не был реализован. Кроме того, с протестом против строительства аэродрома тогда выступили местные жители, уверенные в том, что стройка испортит экологию района, а из-за летающих самолетов повысится уровень шума.
Ранее планировался еще один проект по организации производства ВС особо легкого класса — Eclipse 500 на территории России. В частности, предполагалось в том числе создать компанию, которая станет стартовым заказчиком таких ВС. Но эти планы не были реализованы, а выпуск Eclipse 500 прервал сам производитель в результате падения спроса на самолеты деловой авиации из-за недавнего экономического кризиса. Позднее производитель решил предложить заказчикам улучшенную модификацию этого ВС.